Велопоход Хибины - Терский берег 2014 г.
Предисловие
Автор оригинального отчёта - Сергей Прохоров, руководитель нашей группы. С его разрешения размещаю его отчёт здесь, дополнив фотографиями.
Здесь можно почитать отчёт Григория о походе по абсолютно аналогичному маршруту, но в 2010-м году:
http://ded-grigory.narod.ru/2010-murman/index.html
Все фотографии можно посмотреть тут:
https://fotki.yandex.ru/users/ded-grigory/album/154188/
https://fotki.yandex.ru/users/ded-grigory/album/154189/
Общие
справочные сведения о маршруте:
Дисциплина маршрута (вид туризма)
|
Категория сложности похода
|
Протяженность активной части похода, км
|
Продолжительность
|
Сроки проведения
|
|
общая
|
ходовых дней
|
||||
Велотуризм
|
3
|
719,5
|
14
|
12
|
19.07.2014-01.08.2014
|
Подробная нитка маршрута:
Г.Апатиты –
ст.Имандра – р.Бассейная Куна (брод) – база КСС Рисчорр – г.Кировск –
пос.Октябрьский – д.Инга – пос.Умба – д.Оленица – мыс Корабль – д.Варзуга –
д.Кузомень – мыс Корабль – д.Оленица – пос.Умба – оз. Колвицкое – г.Кандалакша.
На маршруте были предусмотрены
радиальные пешие выходы для ознакомления с интересными природными объектами – в
ущелье Акку-Акку, к оз. Академическому через пер. Южный Рисчорр, к устью реки
Варзуги и в село Кузомень по Кузоменским песчаным дюнам. В селе Оленица можно
ознакомиться с месторождением «Беломорских рогулек» - глендонитов, а на мысе
Корабль с заброшенными рудниками по добыче аметистов и флюорита. В селе Варзуга
расположен знаменитый ансамбль Успенской церкви 17 века, памятник архитектуры
федерального значения.
Варианты подъезда и отъезда
Подъезд к району похода и отъезд от
него достаточно просты. Начальный и конечный пункты расположены на железной
дороге. От Тулы можно добраться с пересадкой либо в Москве, либо в
Санкт-Петербурге. Существуют проходящие через Тулу поезда до Мурманска, но
купить на них билеты проблематично.
Кроме того через стартовый и
финишный пункты похода проходит шоссе М 18 Мурманск-Санкт-Петербург. При
наличии доступного автотранспорта можно выбрать автомобильный вариант подъезда
и отъезда.
График движения
Дни пути
|
Дата
|
Участок пути (от - до)
|
Протяженность в км.
|
Чисто ходовое время
|
Определяющие препятствия на участке
|
1
|
19.07.2014
|
Апатиты
ж/д вокзал – ст. Имандра
|
48,2
|
5:22
|
Каменистая дорога, осложнённая мелкими бродами,
влажная
|
2
|
20.07.2014
|
ст. Имандра – база КСС Рисчорр
|
33,3
|
4:26
|
Грунтовая дорога, осложнённая мелкими бродами,
заболоченными участками, каменными завалами, сухая Брод р. Бассейная Куна,
брод оз. Щучье
|
3
|
21.07.2014
|
Днёвка (пеший радиальный выход)
|
0
|
||
4
|
22.07.2014
|
база КСС Рисчорр – р. Умба
|
60,9
|
4:09
|
Пер. Кукисвумчорр
|
5
|
23.07.2014
|
р. Умба – р. Муна
|
62,6
|
5:45
|
Аэродром "Хариусный" - р. Муна
|
6
|
24.07.2014
|
р. Муна – оз. Тормозеро
|
57,5
|
4:52
|
|
7
|
25.07.2014
|
оз. Тормозеро – д. Оленица
|
97,3
|
6:01
|
|
8
|
26.07.2014
|
д. Оленица – мыс Корабль
|
57,6
|
4:25
|
|
9
|
27.07.2014
|
мыс Корабль - Кузомень
|
44,5
|
4:14
|
Песчаные дюны на дороге Варзуга-Кузомень
|
10
|
28.07.2014
|
Днёвка (пеший радиальный выход)
|
0
|
||
11
|
29.07.2014
|
Кузомень – мыс Корабль
|
23,5
|
2:09
|
|
12
|
30.07.2014
|
мыс Корабль – д. Оленица
|
57,2
|
4:13
|
|
13
|
31.07.2014
|
Д. Оленица –оз.Колвицкое
|
122
|
8:59
|
|
14
|
1.07.2014
|
оз.Колвицкое – Кандалакша ж/д вокзал
|
54,9
|
4:21
|
19.07.2014 День 1. Апатиты ж/д вокзал - ст. Имандра
01:00 Поезд прибыл на станцию Апатиты по расписанию. Выгружаем вещи,
собираем велосипеды.
В 2:07 начинаем движение через город в сторону завода минеральных удобрений. От вокзала движемся направо по асфальтной дороге, далее по мосту через ж/д, по улице Ферсмана, до улицы Энергетической, и далее до завода. Залатали первый прокол. |
|||||
03:20 Далее путь лежит через
территорию комбината
На въезде и выезде посты охраны, но нас пропускают, т.к. это
единственный путь. Выехав за территорию предприятия, попадаем на хорошую
асфальтную дорогу.
|
|||||
03:56 Через 5 км движения
поворачиваем на право и уходим на грунтовую дорогу
Дорога местами каменистая, в неплохом
состоянии, используется для обслуживания ЛЭП, однако на ней глубокие колеи и
движение по ней после дождя было бы весьма затруднительным.
|
|||||
04:48 Переправа через реку Малая Белая по подвесному мосту
|
|||||
07:56 Доехали до реки Юмъекоруай. Речка неглубокая и преодолевается
по камням с проводом велосипедов. Остановились на отдых и обед. В районе
11-ти часов совершили пеший радиальный выход вверх по течению реки в сторону
ущелья Аку Аку до шикарного озера
|
|||||
Далее движемся вдоль ж/д насыпи через
станцию Имандра к месту ночлега. Преодолеваем вброд «2-ой залив станции
Имандра» и в 21:09 разбиваем лагерь.
Протяженность
участка, км: 48,2 км.
Суммарный набор высоты: 639 м. Координаты стоянки: 67°51'56.24"С; 33°17'19.15"В
|
Мы проспалиJ. Сказалась бессонная ночь вчера. Разбудил в 8:30 звонок кем-то не выключенного
телефона. С непривычки долго собирались и в 11:55 начали движение. Укатанная
лесная дорога то и дело пересекается большим количеством каменных рек и
сильно заболоченных участков, не давая разогнаться. Движемся медленно, то и
дело спешиваемся и пешком преодолеваем препятствия
|
14:44 Добрались до места
переправы через р. БассейнаяКуна. Течение 1,2-1,5 м/с, дно каменистое,
глубина не превышает 0,5-0,8 метра, ширина 20-25 метров. Переносим рюкзаки и
велосипеды через реку
делаем перекус, купаемся, температура
воды позволяет. В 16:15 продолжаем
движение вверх по течению реки. Неплохая, местами каменистая, дорога несет
нас вдоль живописного русла
Часто останавливаемся для фотографирования.
|
16:59 Выехали на берег озера
Гольцовое
Красивейшее озеро с прозрачной ледяной водой не позволило проехать мимо, не
искупавшись. Далее путь пролегает по его берегу, покрытому ракушечником.
Местами он достаточно плотный, и по нему можно ехать, однако часть пути
проходим пешком. Двигаемся по берегу около 2-х км, пересекая вброд несколько небольших
ручьев, впадающих в озеро
|
18:12 Добрались до озера
Щучье. Далее нам предстояло преодолеть участок озера длиной около 300 метров
вброд, т.к. заболоченные берега
поросли непроходимым кустарником. Столь протяжённый участок решили проходить
за одну ходку, взвалили рюкзаки на спину, а велосипеды под мышку и в путь…
Благо, что вода не холодная, да и глубина не превышала 1 метр
Пока готовили велосипеды к продолжению
пути, к нам подъехали автотуристы, после чего лихо преодолели только что
пройденный нами брод.
|
переведя дух, двинулись дальше. Свернули с главной дороги налево, и,
преодолев затяжной подъем по каменистой дороге, вышли к месту стоянки на реке
Рисйок, чуть выше водопада.
После ужина прогулялись, осмотрели водопад и расположенные неподалёку площадки, где проводились подземные ядерные взрывы в 1972 и 1984 годах для нужд геологов.
Протяженность участка, км: 33,3 км.
Суммарный набор высоты: 466 м. Координаты стоянки: 67°47'43.95"С; 33°37'44.90"В |
21.07.2014
День 3. Днёвка. Радиальная пешая прогулка
День 3.
Пеший выход к озеру Академическому через пер.Южный Рисчорр (780 м).
Выход со стоянки – около 9:00. К перевалу идёт тракторная дорога, которую в
нескольких местах спрямляем по пешеходным тропам. В 10:30 выходим в перевальный
цирк. После небольшого привала – попить и сфотографироваться начинаем подъём.
В 11:00 мы на перевале. С полчаса любуемся видами Хибинских гор, долины Кунийока на западе, Умбозера и Ловозерских тундр на востоке. Погода солнечная, видимость очень хорошая.
В 11:00 мы на перевале. С полчаса любуемся видами Хибинских гор, долины Кунийока на западе, Умбозера и Ловозерских тундр на востоке. Погода солнечная, видимость очень хорошая.
На спуске небольшой сюрприз. Размеры снежника на западном склоне превосходят
наши ожидания. У нас нет ни подходящей обуви ни снаряжения, необходимого для
движения по крутым снежным склонам. После небольшого совещания решаем сделать
небольшой траверс в южном направлении, до ближайших скал. Стараясь не выходить
на крутые участки, проходим метров 150-200 и уже без труда спускаемся по камням
в перевальный цирк.
Спускаемся вдоль ручья до начала узкого оврага с отвесными стенками, который
некоторые называют «Ущелье ведьм». Стараемся идти по снежникам, пока возможно.
Так легче. Делаем петлю, огибая с востока пару горных отрогов, выходим к
вытекающему из озера ручью и по лежащим на его берегам снежникам поднимаемся к озеру.
Делаем привал, любуемся пейзажами, перекусываем, купаемся в озере. Вода на
удивление не очень холодная, несмотря на висящие прямо над озером снежники.
Обратно от озера идём на северо-восток, срезая ближний к озеру отрог,
спускаемся по крутому склону и далее идём по своим следам в обратном
направлении.
Подниматься на Южный Рисчорр с востока удобнее справа, с северной стороны, выходя по каменистому склону почти до уровня перевала по высоте и затем траверс снежника до перевала. К этому времени здесь прошли уже пара-тройка туристических групп, и на снежнике пробита удобная тропа.
Подниматься на Южный Рисчорр с востока удобнее справа, с северной стороны, выходя по каменистому склону почти до уровня перевала по высоте и затем траверс снежника до перевала. К этому времени здесь прошли уже пара-тройка туристических групп, и на снежнике пробита удобная тропа.
В лагерь возвращаемся около 19:00, пройдя около 25 км.
22.07.2014
День 4. База КСС Рисчорр - р. Умба
В 11:18 начали движение в сторону перевала Кукисвумчорр. Спустились
от места ночевки на дорогу, ведущую к базе КСС, свернули налево, и по
укатанной, каменистой дороге начали движение к перевалу вдоль русла реки
Кунийок. Периодически путь преграждают
небольшие ручьи, но преодолеть их не составляет большого труда.
|
|
12:37 Продолжая плавный подъем
по дороге, примерно через 20 минут выезжаем на перевал. С него открывается
вид на долину реки Вудъяврйок. На перевале пронизывающий ветер и мы спешим
его покинуть. Дорога на спуске так же укатанная, каменистая, с небольшим
уклоном, однако ниже перевала лежит большой снежник, талая вода из которого
течёт прямо по дороге, и часть пути преодолеваем, спешившись
|
Через несколько километров слева примкнула дорога, по которой
грузовиками возят горную породу в Кировск. Огромные машины несутся по дороге
из мелкого щебня, оставляя за собой целые облака пыли. Спускаемся осторожно и
в 13:47 достигаем озера Малый Вудъявр, расположенного справа от основной дороги, где делаем перекус и небольшой
отдых.
|
15:11 Продолжаем движение. Дорога, усыпанная щебнем, вскоре сменяется
асфальтом
Проезжаем
мимо озера Большой Вудъявр, и примерно через 40 минут, двигаясь по
Апатитовому шоссе, добираемся до центра Кировска, где осматриваем
достопримечательности и пополняем запасы.
|
19:14 Покидаем Кировск и движемся сначала в направлении города
Апатиты, а потом сворачиваем налево в направлении Коашвы. Под колесами бетонка,
укрытая асфальтом, так что движемся достаточно быстро, и в 21:11 добираемся
до реки Умба, где и останавливаемся
на ночлег.
|
Протяженность участка, км: 60,9 км.
Суммарный набор высоты: 540 м.
Координаты стоянки: 67°30'7.37"С; 34°13'17.00"В
23.07.2014
День 5. р. Умба - р. Муна
В 11:29 переправившись по автомобильному мосту через реку, мы начали движение в направлении поселка
Октябрьский.
|
||||||||||||||||
13:27 Поколесив по пескам и
посетив «могилу поручика Ржевского», мы выехали на взлетно-посадочную полосу заброшенного аэродрома
длиной около 4 км .
|
||||||||||||||||
От аэродрома продолжаем движение в направлении Ингозера. Дорога ухудшилась.
Песчаные участки длиннее, песок глубже, местами сильно разбитые каменистые
участки, все чаще встречаются сильно заболоченные участки и торфяные болота
Местами на них еще сохранились
старые гати, что несколько облегчает их преодоление. В 17:30 подъезжаем к
истоку реки Инга, переправляемся через нее по старому автомобильному мосту и
делаем привал.
|
||||||||||||||||
После полуторачасового отдыха
продолжаем движение. Песчаная дорога периодически сменяется торфяными
болотами, до деревни Инга они попадаются на пути уже не очень часто, за
деревней чаще. Инга – единственная обитаемая (по крайней мере летом) деревня
на пути от Октябрьского до Умбы. За деревней приходится преодолевать пару
водных преград, глубиной по колено и шириной метров 50. В 22:32 прибываем к
месту ночлега и разбиваем лагерь у брода на берегу реки Муна, перед бывшей
деревней.
Протяженность участка, км: 62,6 км.
Суммарный набор высоты: 616 м. Координаты стоянки: 67° 5'29.83"С; 34°26'0.50"В
|
||||||||||||||||
Протяженность участка, км: 97,3 км.
Суммарный набор высоты: 603 м. Координаты стоянки: 66°28'3.69"С; 35°19'24.40"В 26.07.2014 День восьмой. д. Оленица - мыс Корабль
Протяженность участка, км: 57,6 км.
Суммарный набор высоты: 199 м. Координаты стоянки: 66°17'52.52"С 36°20'46.64"В 27.07.2014 День девятый мыс Корабль - Кузомень
|
Протяженность участка, км: 44,5 км.
Суммарный набор высоты: 353 м
Координаты стоянки: 66°16'38.96"С 36°50'24.90"В
28.07.2014 День десятый
Днёвка. Пеший выход в пос. Кузомень
Днёвка. Пеший выход в пос. Кузомень
Дневка. Пеший выход к в пос. Кузомень, осмотр быта местных жителей, посетили
небольшую часовенку на берегу моря, походили по заброшенным домам поморов.
11:30 начали движение в сторону мыса Корабль. Решили ехать прямо по
линии прибоя, там песок наиболее плотный
Местами он вообще не уступал асфальту, местами приходилось прикладывать немало усилий. Проехав примерно 8 км, съехали на песчаную дорогу, которая тянулась параллельно береговой линии. Вдоль берега тянется унылый пейзаж с остатками инфраструктуры рыболовного промысла. Примерно в 13:00 въехали в заброшенную деревню Кошевская. В деревне сохранился один дом в нормальном состоянии, видимо он используется рыбаками. Делаем перекус и небольшой отдых. |
В 14:00 продолжили движение.
По мере приближению к мысу, дорога становится каменистая, песка все меньше.
На подъезде к месту ночевки встретили большую группу велосипедистов из
Мурманского клуба «Пилигрим», ребята путешествовали налегке. В 15:20 прибыв
на место ночлега, остановились на том же самом месте. Соорудили ветрозащитную
конструкцию из тента и бревен
А вечером был потрясающий закат!!! |
Протяженность участка, км: 23,5 км.
Суммарный набор высоты: 123 м.
Координаты стоянки: 66°17'52.52"С 36°20'46.64"В
9:24 Взяли обратный курс на Умбу. Ничего не поделаешь, но дорога в
этих местах одна. По началу каменистая, а по мере приближения к пос.
Кашкаранцы все более песчаная дорога весело стелется под колеса. На берегу
часто встречаются различные часовенки
Приблизительно в 11:00 въехали в пос. Кашкаранцы, где устроили небольшой
отдых и подкрепились.
|
В 11:54 продолжили движение. И
снова мы на той самой гребенке. На этот раз решили больше не
экспериментировать и не пытаться съехать на старую дорогу. Так, мерно
покачиваясь на неровностях, мы в 15:30 въехали в Оленицу. Остановившись на
окраине поселка, решаем, как провести остаток дня: остановиться здесь на уже
разведанной площадке или продолжить движение. Посовещавшись, решили устроить
полудневку перед длинным броском до Кандалакши. Свернули в поселок и, набрав
по пути воды у местных жителей, приехали на место ночлега, и оставшуюся часть
дня посвятили поискам глендонитов.
|
Протяженность участка, км: 57,2 км.
Суммарный набор высоты: 187 м.
Координаты стоянки: 66°28'3.69"С 35°19'24.40"В
Сегодня у нас намечается нелегкий день. Запланировано проехать
порядка 120 км, а утро встречает нас холодным дождем и промозглым ветром.
Пока собирались, дождь закончился, и около 9:00 мы выкатили на дорогу и взяли
курс на Умбу, остановились у надписи – Полярный круг
Примерно через 20 минут начался асфальт, и мы дружным пелетоном помчались вперед. Нас подстегивали черные тучи, которые нагоняли нас со стороны Варзуги, и мы очень хотели добраться до Умбы, чтобы там переждать неминуемый ливень. Но мы не успели… Где-то за 10 км до Умбы на нас обрушился ливень, снизив видимость до десятка метров. Поняв, что нам некуда от него спрятаться, продолжили ехать. Ливень стих минут через 15 и вскоре мы прибыли в Умбу, мокрые до нитки, дождевики не сильно-то и помогли при таком ненастье. Решили устроить обед в небольшом кафе на окраине Умбы, поесть горячего и немного погреться. |
В 14:30 двинулись дальше.
Выехав из города, взяли курс на Кандалакшу.
Преодолев затяжной подъем, проехали место, где мы несколько дней назад
выбрались из тайги.Дни, проведенные в седле, не прошли даром, нам удавалось
поддерживать неплохой темп, и постепенно все согрелись и повеселели. А дорога
петляла среди густого леса, то слева, то справа проглядывали небольшие озера.
Приблизительно в 19:00 мы подъехали к очень красивому озеру Колвицкое
и, свернув с дороги, расположились на ночлег на его берегу в лесочке. И очень вовремя. Только мы успели поставить лагерь, как на нас обрушился второй ливень. И полоскал он больше часа, так что готовить ужин пришлось в очень экстремальных условиях, а о том, что бы посушить у огня вещи, речи вообще не шло. Огонь упорно не хотел гореть, сухих дров не осталось.
Протяженность участка, км: 122 км.
Суммарный набор высоты: 1188 м.
Координаты стоянки: 67°
2'1.91"С 33°28'8.34"В
|
01.08.2014 День четырнадцатый
оз. Колвицкое - ж/д вокзал Кандалакша
оз. Колвицкое - ж/д вокзал Кандалакша
Всю ночь гремели далекие раскаты грома, но утро встретило нас ясным
небом и ласковым солнцем. В 16 часов
нас будет ожидать поезд, а впереди еще больше 50 км, так что – в путь. Через
2,5 часа и 35 км пути дорога резко пошла в гору. Преодолев этот нелегкий
подъем, съехали с асфальта, и остановились на отдых. Так ка время нам позволяло, решили совершить
пешую прогулку к местной достопримечательности – памятнику археологии под
названием Вавилон – это остатки лабиринта выложенного из камней и скрытого от
глаз густым лесом, сквозь который к нему проложена тропа
Отсюда так же открывается потрясающий вид на Кандалакшский залив. Путь в одну сторону составил около 2,5 км, а вся прогулка заняла 2 часа. Вернувшись к велосипедам, пообедали и устроили небольшой отдых. |
В 14:10 продолжили движение.
Перед нами лежала «финишная прямая» - затяжной спуск в город, так чтомы с
ветерком скатившись и немного попетляв по улочкам города, прибыли на ж/д
вокзал. До поезда оставалось еще около часа, и мы не спеша разобрали и
упаковали велосипеды. Поход был завершен.
|
Протяженность участка, км: 54,9 км.
Суммарный набор высоты: 956 м.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Маршрут характеризуется
низкой степенью автономности, минимум раз в 3 дня встречается населенный пункт,
с магазином, следовательно нет смысла везти большой запас продуктов с собой,
удобнее пополнять его по ходу движения. Проблем с пресной водой так же нет.
Однако, на участке мыс Корабль – Варзуга – Кузомень – мыс Корабль следует везти
запас.
На участке от Аппатит до Умбы
очень много комаров. При движении они не доставляют проблем, однако при
остановках и преодалениях препятствий радостно облепляют всей толпой. Следует
позаботится о достаточном количестве репилентов и обязательно берите
накомарники.
Наличие грибов и ягод зависит
от времени путешествия и от того, насколько ранней была здесь весна. Нам не
повезло, весна была поздней, грибов
встречалось очень мало, а черники смогли поесть только в последний день. Вся,
что встречалась до этого, была незрелая.
С дровами на маршруте тоже
нет проблем, однако горелку с запасом топлива все же стоит иметь, так же берите
костровой тент – не пожалеете.
На протяжении всего маршрута
возможна встреча с дикими животными. Старайтесь двигаться компактной группой.
Берите с собой побольше
запчастей. В случае поломки, магазин с запчастями будет найти проблематично.
Помимо Аппатит и Кандалакши, есть шанс найти мастерскую в Умбе, правда нам на
глаза она не попалась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий